Программа фестиваля «Безумные Дни» уже на новом сайте!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить старт продаж!

Продолжительность 50 минут
Описание
Флоренс. «Ксар Гилан, или Дворец джиннов», симфоническая поэма для оркестра, ор. 18 (2003)
Жан-Луи Флоренс – французский органист и композитор послевоенного поколения, ученик Оливье Мессиана и Пьера Шаффера. В своем творчестве продолжил давнюю экзотическую традицию французской музыки: его привлекали таинственные и загадочные образы и религиозно-мистические учения Африки и Востока. Все 18 программных опусов композитора, написанные для самых разных составов, посвящены этим темам. Флоренс многократно посещал межтропические страны, изучая их языки, этнографию и полифонию птиц и публикуя научные статьи. Он получил множество наград во Франции, включая членство в Академии изящных искусств с 1995 года, а также в Италии и Испании. Язык его музыки тонален, чужд крайностям авангардизма и больше тяготеет к традициям классиков французской звукописи: Дебюсси, Равеля, к неоромантике и современному импрессионизму. Симфонические произведения Флоренса исполняются ведущими оркестрами Европы. В его честь в 2005 году был переименован главный органный приз Франции среди выпускников – Гран-при Школы изящных искусств в Анже.
Поэма «Ксар Гилан» – последнее произведение композитора. О ее программе и истории создания автор рассказал вскоре после ее завершения:
«На юге Туниса, на границе Восточной Сахары, есть окруженный дюнами райский уголок с садами, термальными источниками и плантациями тамарисков – оазис Ксар Гилан (форт Гилан). Иногда здесь можно услышать загадочные мелодичные звуки… Несомненно, это гулы – ужасные джинны-оборотни, которые могут превращаться в людей и неожиданно являться перед путниками, чтобы сбить их с пути.
Здесь написал свою поэму "Иностранец" французский поэт Лоран Гаспар. Он родился в 1925 году в Трансильвании (область в Румынии) в венгерской семье. В 1945 году бежал из немецкого трудового лагеря и очутился в Страсбурге. Франция предоставила ему политическое убежище и он поселился в Париже, где изучал медицину и специализировался в области хирургии. В 1955 году его направили во французские госпитали в Иерусалиме и Вифлееме, а в 1970 он осел в Тунисе и стал хирургом в госпитале имени Шарля Николя. Здесь я и познакомился с ним 30 лет назад.
Его поэма "Иностранец" – некая медитация о прошлом эмигранта и его кочевой жизни. В стихах Гаспар делится с читателем результатом своих философских размышлений: что такое гостеприимство и терпимость, что такое быть чужестранцем и путешественником. В основе "Иностранца" – поэтика больших пространств и природы Востока и Африки. Восточные и африканские мотивы лежат и в основе моей музыки.
Вдохновленный мыслями и образами Лорана, в 1999 году я сочинил симфоническую поэму для органа "Южный крест" на текст анонимного туарега, записанный Гаспаром в ходе его путешествия по Сахаре. В продолжение темы я захотел написать еще поэму для оркестра на стихи самого Гаспара. Я начал сочинять ее, живя в оазисе Ксар Гилан, как и он когда-то. "Ксар Гилан" следует за стихотворной формой поэмы "Иностранец" и содержит три раздела: "На арене", "В сердце пустыни" и "Лицо, ослепленное лучами заходящего солнца"».
Премьера поэмы состоялась 30 сентября 2003 года в Театре Елисейских полей в исполнении Парижского камерного оркестра под управлением Джона Нельсона. Затем она многократно звучала во Франции, а теперь возможность услышать «Ксар Гилан» появилась и у екатеринбургских слушателей.
Прокофьев. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор, оp. 26 (1913–1921)
I. Andante – Allegro
II. Tema con variazioni
III. Allegro, ma non troppo
Композитор работал над самым знаменитым из пяти своих фортепианных концертов в течение 8 лет, завершив его осенью 1921 года, когда жил во Французской Бретани, и посвятив поэту Константину Бальмонту. Тот, в свою очередь, отозвался стихотворением «Третий концерт», в котором объяснил тайну его феноменальной популярности:
«Но брызнув бешено, все разметал прилив,
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете».
Похожим образом отозвался на сочинение Борис Асафьев, восприняв его «как безудержный гимн свету и молодости. В данном произведении богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента, дерзкий клич и вызывающий тон задорного наскока с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»
Программа концерта
- Флоренс. Симфоническая поэма «Ксар Гилан, или Дворец джиннов»
- Прокофьев C. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром