«Нужно просто принести с собой уши и сердце…» «Симфония должна быть подобной миру. Она должна вмещать в себя всё» (Густав Малер)
Концерт в одном отделении (90 минут)
Описание
И малеровские симфонии вмещают. Вторая – и жизнь, и смерть, и смысл жизни, и ее ценность. В ней Малер пришел к очень конкретному воплощению содержанию, которое обнаруживается в его письмах: «Почему ты жил? Почему страдал? Неужели все это – только огромная страшная шутка?»
Этот «великий вопрос» ставит Малер уже в самом начале симфонии. А дальше в пяти частях симфонии отвечает. Инструментальной музыкой – в первых трех, с голосом и словом – в двух последних. Текст для четвертой части был найден в старинном немецком сборнике «Чудесный рог мальчика». А вот слов для финала Малер никак не мог отыскать.
И тут, в разгар работы над симфонией, Малер узнает о смерти Ганса фон Бюлова, дирижера, перед которым Малер преклонялся. И на торжественной панихиде хор детских голосов поет хорал «Ты воскреснешь, да, воскреснешь после недолгого сна». Малер был потрясен: это были те самые строки! По ним симфония и стала известна как Симфония Воскресения.
«То, о чем создается музыка, это все – только человек во всех его проявлениях, чувствующий, мыслящий, дышащий, страдающий» (Г.Малер). Поэтому «современный слушатель чувствует себя в музыке Малера куда свободнее, чем в музыке его современников. Она все говорит о современном человеке, как все говорит о нем драматургия ровесника Малера – Чехова». (композитор Сергей Невский)
Программа концерта
- Малер. Симфония № 2 «Воскресение»
Симфонический хор Свердловской филармонии
Лисс Дмитрий
Видео
Авторская программа Сергея Литовских:
Неформальный разговор с мастерами Музыки. Мысли о времени. О призвании. О судьбе.
Неожиданные повороты биографии. Преемственность и новации. Личность и Вечность.