Первый симфонический ансамбль, легендарный оркестр молодой Страны Советов, существовавший в Москве в 1920-х — 1930-х годах и воссозданный в 2008 году пианистом и композитором Петром Айду.
Исторический Персимфанс был организован в 1922 году, спустя пять лет после Октябрьской революции, по инициативе выдающегося скрипача, профессора Московской консерватории Льва Цейтлина. Коллектив принципиально выступал без дирижёра, руководствуясь принципом ансамблевости, то есть равноценного участия каждого музыканта в деятельности коллектива. Идеология оркестра соответствовала общим настроениям послереволюционного времени — идеям равенства и братства, отсутствия единовластного управления как такового. В состав оркестра, который порой достигал 150 человек, вошли крупнейшие музыканты того времени, профессора и студенты Московской консерватории, участники известных музыкальных ансамблей. Коллектив давал свыше 70 концертов в сезон, выступая не только в Большом зале консерватории, на своей «домашней» площадке, но и в соседнем с консерваторией Театре Революции, в рабочих клубах, заводских цехах и на открытом воздухе в Сокольниках.
Персимфанс очень быстро завоевал мировую славу как один из лучших симфонических коллективов своего времени. С 1927 году его выступления транслировались по Всесоюзному радио. В подражание и по образцу Персимфанса в 1920-е годы были организованы симфонические ансамбли не только в СССР, но также в Нью-Йорке (American Symphony Ensemble) и Лейпциге (оркестр Гевандхауcа в течение нескольких сезонов выступал без дирижёра). К своему пятилетию Персимфанс получил почётное звание «Заслуженный коллектив Республики» и премию советского правительства. В разное время солистами концертов Персимфанса были Сергей Прокофьев и Артур Рубинштейн, Эгон Петри и Йожеф Сигети, Лев Оборин, Владимир Горовиц и многие другие музыканты. Прокофьев приехал в СССР в 1927 году, впервые после отъезда за границу, именно по приглашению Персимфанса, который впервые в Москве исполнил его «Скифскую сюиту», а также Третий Фортепианный концерт с автором за роялем. В 1933 году, когда идеи самоорганизации коллектива начали противоречить авторитарным доктринам тоталитаризма, деятельность оркестра была прекращена.
Персимфанс XXI века продолжает уникальные традиции своего предшественника: коллективное руководство вместо единовластия дирижёра, специфическая (по кругу) рассадка оркестра, позволяющая музыкантам наладить визуальный контакт друг с другом, репертуар, включающий классику и произведения композиторов первой половины XX века, а также сочинения современных композиторов. Сегодня, как и в раннем СССР, Персимфанс состоит из участников и солистов ведущих оркестров России, ищущих новых подходов в исполнительском искусстве и находящих их в коллективной интерпретации симфонических сочинений. Под эгидой оркестра проводятся не только концерты, но также выставки, публичные лекции, театральные спектакли. Различные инициативы Персимфанса были отмечены Гран-при Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина и Национальной театральной премией «Золотая маска».
Гастрольные выступления коллектива в новейшей истории проходили во Франции, Норвегии и Германии. К столетнему юбилею Октябрьской революции Персимфанс провёл серию концертов в Дюссельдорфе и Москве совместно с Дюссельдорфским симфоническим оркестром. В 2020 году фирма «Мелодия» выпустила совместный альбом Персимфанса и скрипачки Алёны Баевой с концертами Шумана и Мендельсона. В мае 2021 года, к 100-летию Российского академического молодёжного театра, коллектив представил спектакль «Петя, Волк и Володя-музыкант» (по симфоническим сказкам Сергея Прокофьева и Леонида Половинкина, постановщики Егор Перегудов и Пётр Айду), в котором участники Персимфанса не только музицировали, но также выступали как драматические артисты и выполняли акробатические трюки.