Фортепианный дуэт: Людмила Берлинская и Артур Ансель

 

«Русско-французский дуэт покоряет всё новые и новые музыкальные вершины» (Le Monde)

«Удаль, беспечность и бесстрашие. Настоящая победа» (Classica)

Дуэт Берлинская–Ансель — один из самых известных и значимых фортепианных дуэтов на международной сцене. Он был создан в 2011 году и удостоен самых высоких оценок прессы по всему миру. Критика называет музыкантов «сенсационными пианистами» (Fanfare), «блестящими, жизнеутверждающими» (Diapason), «настолько же виртуозными, как и точными» (Classica), «дающими двойное измерение простоты и волшебства одновременно» (Le Monde), отмечает, что их «исполнение ослепляет» (Fonoforum), восхищается слаженностью их игры, создающей «ощущение игры одного пианиста» (Musicweb-international).

Рискованные открытия в области музыки, яркие страницы фортепианной литературы и щедрое желание поделиться своим вдохновением со зрителями — таковы отличительные черты этого дуэта. Представители музыкальных династий и опытные солисты, они способствуют утверждению высокого статуса фортепианного дуэта как вида камерного музицирования. Их ансамбль отличается особой сценической энергетикой, умением общаться с аудиторией, введением новых концертных форматов. За короткое время дуэту удалось собрать репертуар, включающий как «хиты», написанные для двух фортепиано и для исполнения в четыре руки, так и редкие оригинальные произведения для этого состава и транскрипции, сделанные Артуром Анселем: «Франческа да Римини» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, соната-фантазия «По прочтении Данте» Ф. Листа и другие.

Каждый сезон дуэт выступает в наиболее престижных залах по всему миру, среди которых Парижская филармония, Аудиториум Радио Франс, Зал Гаво, Московская и Санкт-Петербургская филармонии, Концертный зал Мариинского театра, Московский концертный зал «Зарядье». Музыканты становились гостями таких известных фестивалей, как «Музыкальные вершины» (Гштаад), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (Москва), Токийский весенний фестиваль, «Rota das Artes» (Лиссабон), «Klavier Raritäten» (Хузум), фортепианные фестивали в Лилле и Ле Туке, «Листомания», «Solistes à Bagatelle» и других.

Дуэт сотрудничает с известными оркестрами, в частности, с Национальным оркестром Иль-де-Франс, Оркестром Пикардии, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Фрайбургским филармоническим оркестром, оркестром филармонии южнокорейского города Ульсан, Уральским академическим филармоническим оркестром. Пианисты выходили на сцену с дирижёрами разных поколений, такими как Николай Алексеев, Ари Ван Бек, Владимир Понькин, Дмитрий Лисс, Ваган Мартиросян, Ядер Биньямини, Георг Кёлер, Юрий Медяник, Люси Легэ, Ребекка Тонг.

Результат плодотворной работы дуэта — 10 совместно записанных альбомов, отмеченных наградами международной прессы: «Издательский выбор» (Gramophone), «Шок» (Classica), «Альбом года» (газета Le Monde и газета Libération), «Pianiste Maestro» и другими. Выступления дуэта звучали в эфире на радиоканалов France Musique, Radio Classique (Франция), Deutschlandfunk Kultur (Германия), Радио «Орфей» (Россия), NPO radio 4 (Нидерланды), RTS (Швейцария).

Кроме того, Артур Ансель и Людмила Берлинская ведут исполнительский класс игры на двух фортепиано в стенах Ecole Normale de Musique (Париж). Пианисты также являются художественными руководителями двух музыкальных фестивалей: «Ключ к дверям» (существует с 2012 года в регионе Луары) и «Rungis Piano-Piano», который посвящён исполнению исключительно музыки для фортепианного ансамбля.

Людмила Берлинская

«Рядом с Ростроповичем на сцене была потрясающая пианистка с огненным темпераментом и железной техникой: Людмила Берлинская» (Figaro)

Заслуженная артистка России, отмеченная первыми премиями целого ряда международных конкурсов. Выросла в среде московской музыкальной элиты, дочь виолончелиста Валентина Берлинского — создателя Квартета имени Бородина. Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных (класс профессора Анны Кантор) и Московскую консерваторию (класс профессора Михаила Воскресенского). Знаменательной в своей жизни считает встречу со Святославом Рихтером, который стал её творческим наставником и привлекал молодую пианистку к музицированию в четыре руки в его постановках (в том числе в опере «Поворот винта» Б. Бриттена).

Выступала с такими выдающимися музыкантами, как Мстислав Ростропович, Юрий Башмет, Иври Гитлис, Жан-Жак Канторов, Жерар Коссе, Поль Мейер, Александр Князев, Готье Капюсон, Анри Демаркетт, Алёна Баева, Валентин Урюпин, Кристиан-Пьер Ла Марка. В исполнении камерной музыки сотрудничала с квартетами «Модильяни», «Van Kuijk», «Орландо», «Fine Arts», «Ardéo», Danel», «Новым Русским квартетом».

Выступая с 14-летнего возраста с Квартетом имени Бородина, пианистка всегда отводила почётное место в своей деятельности камерной музыке. Погруженная с детства в музыку Шостаковича, ныне она признана одной из лучших исполнительниц наследия великого композитора, в особенности его камерной музыки с участием фортепиано. Сотрудничая с 2013 года с фирмой «Мелодия», артистка записала восемь альбомов для этого лейбла, получив многочисленные премии, среди которых «Издательский выбор» (Gramophone) и «Шок» (Classica).

Людмила Берлинская ведёт активную концертную деятельность, выступая в России, странах ближнего зарубежья и Европы, а также в США, Японии, Южной Корее, Китае. Частая гостья таких фестивалей, как «Декабрьские вечера С. Рихтера», фестивали в Эвиане, Кольмаре, Овер-сюр-Уазе, Экс-ан-Провансе, Ла Рок д’Антероне, фортепианный фестиваль в Осере (Франция), «Орландо» (Нидерланды), в Ставангере (Норвегия) и Кухмо (Финляндия), Портогруаро и Кальяри (Италия), Эдинбурге и Олдборо (Великобритания), Весенний фестиваль в Сеуле (Южная Корея). Кроме того, пианистка преподаёт в парижской Ecole Normale de Musique, воспитала целый ряд лауреатов международных конкурсов; проводит мастер-классы во многих странах мира.

В 2014 году Людмила Берлинская получила французскую Премию «Трофемина», которая стала наградой за её верность музыке и искусству, а также за создание и укрепление культурных мостов между Россией и Францией. В 2021 году была удостоена звания кавалера Ордена искусств и литературы Французской Республики.

Артур Ансель

«Артур Ансель из тех пианистов, что смотрят поверх нот» (Pianist)

Лауреат фортепианных конкурсов во Франции, России, Болгарии, Италии, Испании, Австралии. Родился в Париже в артистической семье: его прабабушка — оперная дива Фанни Эльди, мать была танцовщицей в труппе Мориса Бежара, отец — режиссёр Жан-Филипп Ансель. Уже в три года Артур Ансель начал играть на фортепиано, в семь лет — посещать уроки в парижской Ecole Normale de Musique и давать первые концерты. Музыкант причисляет себя к пианистической традиции, сформированной различными русскими фортепианными школами, поскольку учился у педагогов, чьи методики складывались из наследия Г. Нейгауза, А. Гольденвейзера, Л. Оборина, Я. Зака и К. Игумнова. Образование пианиста и тонкое знание французской культуры дополнили и отшлифовали его исполнительскую манеру и технику.

Артур Ансель концертировал в Москве, Санкт-Петербурге, Париже (Зал Корто, Зал Гаво), Милане, Франкфурте, Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке (Карнеги-холл), Вашингтоне (Кеннеди-центр). Настоящий вольный художник среди пианистов своего поколения, он отличается тонкостью и глубиной исполнения. Так, в трактовках музыки Шопена, своего любимого композитора, «Артур Ансель освобождает эти десятилетиями записанные произведения от штампов экспрессии» (Gramophone), проявляет такую «исключительную эмоциональную нагрузку и глубину исполнения», что «способен открыть дорогу новому исполнению Шопена» (PianoForum). Тонкий, остроумный, новаторски яркий, смелый, свободный, изобретательный, энергичный, темпераментный — такие эпитеты прессы передавали впечатление от его интерпретации сонат Гайдна.

Владея широким репертуаром, особое внимание Артур Ансель уделяет музыке композиторов ХХ века (в частности, О. Мессиана, Дж. Корильяно, А. Дютийё, Б. Мантовани). За исполнение произведений современных авторов он был удостоен специальных призов различных конкурсов. Благодаря знакомству с композитором Анри Дютийё создал убедительные трактовки его произведений, удостоенные самых высоких оценок: «веха в истории звукозаписи» (Le Monde), «одна из лучших записей произведений композитора» (Piano Forum).

Артур Ансель является автором уникальных авторских транскрипций для фортепианного дуэта, которые были изданы престижными музыкальными издательствами, в частности, «Юргенсон» (Москва) и «Chant du Monde» (Париж). «Мастер переложения» (Classiquenews), он прежде всего обращает внимание на дух произведения; его «супер-переложения» (Musicweb-international) признаны как «важнейшие страницы музыкальной литературы для двух фортепиано» (Gramophone).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!