На открытии Bach-fest назвали «Короля органа-2025»!

3 марта 2025
3 марта, 2025

XIV Баховский фестиваль в Екатеринбурге начался с решающей битвы органистов. В борьбе за титул «Король органа-2025» на сцене Свердловской филармонии сошлись три финалиста осенних и зимних игр: солистка Калининградской филармонии Хироко Иноуэ, титулярный органист Калининградского кафедрального собора Мансур Юсупов и лауреат международных конкурсов Иван Царёв. Главный выигрыш — жемчужины баховского органного творчества — достался слушателям, а памятный приз сезона дуэлей оказался в руках самого молодого участника Ивана Царёва.

Фестиваль открывали сочинения, созданные молодым Бахом в Веймаре, где он служил придворным органистом. Именно тогда он написал знаменитые клавирные концерты по Антонио Вивальди и принцу Иоганну Эрнсту, которые прозвучали на открытии фестиваля. Ноты скрипичных концертов Вивальди Баху привёз наследный принц Иоганн Эрнст, который и сам был талантливым сочинителем. После ранней смерти принца Иоганн Себастьян увековечил память о нём.

К веймарскому периоду баховского творчества относят некоторые хоральные фантазии из будущего «Лейпцигского сборника», которые Бах «переосмыслил» в конце жизни. Хоральные мотивы в них мастерски завуалированы, а получившие полифоническую свободу голоса передают общее поэтическое настроение. Мендельсон в своё время писал о сыгранной в субботу Мансуром Юсуповым фантазии «Принарядись, о возлюбленная душа»: «Если потеряешь в жизни надежду и веру, один только этот хорал снова возвратит их».

Бесспорные баховские хиты, любимые публикой и исполнителями, — Токката и фуга ре минор в дорийском ладу, Токката, адажио и фуга до мажор, также принадлежат перу молодого Баха, равно как и знаменитая баховская Токката ре минор, сопровождавшая самый волнительный момент вечера. Во время подсчёта голосов органисты-участники дуэли исполнили её в шесть рук и ног под нескончаемые овации зала. «Я очень счастлива открывать на этой замечательной сцене фестиваль музыки Баха, и поздравляю всех с наступлением весны», — выразила общее приподнятое настроение Хироко Иноуэ.

Впереди у фестиваля — семь концертов в Екатеринбурге и семь в регионе. Клавирную музыку Баха и творчество его итальянского современника Доменико Скарлатти представит пианистка Варвара Мягкова (3 марта). Грандиозную Органную мессу Баха исполнит мэтр российской органной школы Александр Фисейский (14 марта). Две сольные программы для органа, одна из которых отправится в регион, представит арт-директор фестиваля Тарас Багинец (15, 23 марта). Своё приношение Баху готовит Камерный оркестр «Лицей-камерата» Уральской специальной музыкальной школы (29 марта). В День рождения Баха, 21 марта, и в финале фестиваля выступят артисты Уральского филармонического и Уральского молодёжного оркестров и Симфонического хора. Завершится фестиваль премьерой кантаты «Радуйтесь, спасённые народы» (31 марта).

Другие новости

Изменения в афише
Фестивали и проекты
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!