Уральский академический филармонический оркестр

 

Программа фестиваля «Безумные Дни» уже на новом сайте!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить старт продаж!

 

Фигаро здесь, Фигаро там…

18 сентября 2018
18 сентября, 2018
Фестивали

В Екатеринбурге в четвёртый раз прошёл фестиваль-марафон «Безумные дни»

В уик-энд 7—9 сентября все бегали. В Перми — на марафоне, а в Екатеринбурге… тоже на марафоне: там прошёл традиционный забег на небоскрёб «Высоцкий», а также на фестивале. «Безумные дни» — удивительный пример фестиваля классической музыки, который даёт нагрузку в первую очередь ногам. Названный в честь великой французской комедии, фестиваль заставляет зрителей почувствовать себя её героем и постараться быть, как Фигаро, одной ногой здесь — другой уже там.

«Безумные дни» — придумка и детище знаменитого французского продюсера Рене Мартена, организатора крупнейшего в мире фортепианного фестиваля Ла Рок д’Антерон, европейского импресарио Святослава Рихтера. В начале 1990-х годов он как-то побывал с сыном на концерте рок-группы U2 на стадионе, где собралось около 30 тыс. фанатов. Увидев эту толпу, Мартен за­думался, как привести юных меломанов к классической музыке, и придумал новый фестивальный формат, рассчитанный на энергичных, мобильных людей. С 1995 года фестиваль «Безумные дни» ежегодно проходит в Нанте, в многозальном концертном комплексе, где за неделю музыканты дают 365 концертов — по числу дней в году. Позже к этой истории присоединились Токио и Варшава, а в 2015 году фестиваль впервые прошёл в Екатеринбурге.

В чём же заключается изобретённая Мартеном технология? Концерты короткие — по 45—60 минут, они непрерывно сменяют друг друга на восьми близко расположенных площадках. Все билеты продаются по одной и той же цене — в Екатеринбурге это 200 рублей. Нынешний фестиваль в Екатеринбурге состоял из 111 концертов, в которых приняли участие более 600 музыкантов из девяти стран и которые прослушало около 35 тыс. гостей!

Для меломанов такой формат — настоящее раздолье: можно за какую-то тысячу рублей побывать на симфоническом концерте семьёй из пяти человек, скажем, вечером в пятницу, а потом спокойно поехать на дачу, а можно, преисполнившись спортивным духом, настроиться на настоящий марафон и попробовать одолеть 20, а то и 22 концерта за уик-энд!

Самое сложное тут — сделать выбор и составить персональную программу: всё такое вкусное! Всё хочется! Свердловская филармония даже предлагает скачать специальное приложение для смартфона, чтобы разработать идеальный маршрут и не забыть паузы для перекусов и приятного времяпрепровождения на площади перед ТЮЗом, где во время фестиваля идёт параллельная — бесплатная — фестивальная программа под открытым небом: мастер-классы, кинопоказы и фуд-корт.

Понятно, что «Безумные дни» не предполагают высоких гонораров для исполнителей, поэтому созвездия культовых имён от этого фестиваля никто и не ждёт. Это не фестиваль раскрученных персон, а фестиваль открытий, потому что Рене Мартен собирает музыкантов молодых, очень талантливых и виртуозных и в то же время незаигранных, не отдыхающих на лаврах. Зритель может быть уверен в высоком уровне всех исполнителей (за этим следит Мартен лично), но в то же время каждый находит собственных фаворитов.

На нынешнем фестивале зрители в превосходных степенях отзывались о французском пианисте Жонасе Вито, тонко исполнившем произведения Бетховена, Грига, Листа и Вагнера. Когда молодой пианист через пару лет станет мировой звездой, екатеринбуржцы смогут с гордостью говорить о себе как о его первооткрывателях. Абсолютный восторг вызвали выступления британского духового квартета Palisander: в арсенале четырёх прелестных молодых флейтисток — более 100 инструментов самого разного калибра, с которыми они управляются бойко и виртуозно. Невозможно было не начать пританцовывать во время выступлений французского октета клезмерской и цыганской музыки Sirba.

Для пермских зрителей приятным событием стало выступление скрипачки Елены Корженевич, которая солировала в концерте московского барочного ансамбля Musica Viva и которую пермяки помнят как вундеркинда из музыкальной школы №1 и по привычке называют «наша Лена». «Наша Лена» не подкачала — вызвала крики «Браво!» после исполнения скрипичного концерта Феличе Джардини.

Рене Мартен говорит, что Екатеринбург подошёл для проведения «Безумных дней» не только благодаря наличию восьми близко расположенных залов с хорошей акустикой, но ещё и благодаря собственному филармоническому оркестру, который достойно влился в международную программу и возглавил её. Вскоре после Екатеринбурга «Безумные дни» пройдут в Варшаве, и оркестр Свердловской филармонии будет играть и там тоже.

Каждый год Мартен придумывает тему фестиваля. Нынешняя звучала как «К новым берегам» — речь шла о музыке изгнания, о тех композиторах, которые вольно или невольно покинули родину и отправились к новым берегам. Тема эта исследовалась не формально, а очень глубоко, то и дело концертные программки заставляли зрителей задуматься. К примеру, ансамбль барочной музыки Ricercar Consort исполнил программу из произведений Генделя и Баха. Зритель должен был сам понять, как различия в музыкальной стилистике связаны с различиями в судьбах композиторов: Бах и Гендель родились в один и тот же год, в одной и той же стране — Саксонии, однако первый всю жизнь прожил на родине, а второй бесконечно переезжал из одной страны в другую.

В программе фестиваля — самая разная музыка: симфоническая, камерная, старинная, этническая… Ничего суперэкстравагантного, всё очень комфортно. Для «продвинутых» меломанов даже слишком комфортно: маловато непривычного, практически нет современной сложной музыки, за весь фестиваль прозвучала лишь одна премьера — оратория екатеринбургского композитора Ольги Викторовой «Исход», написанная по заказу фестиваля.

«Безумные дни» — совершенно особое музыкальное приключение. Залы заполняет предельно демократичная публика: о каких каблуках и платьях в пол может идти речь, если из одного зала в другой приходится перемещаться буквально бегом? Дабы не затягивать паузы между концертами, во всех залах закрыли гардеробы, и зрители прибегали на свои места прямо в курточках. Здесь было много молодёжи, но ещё больше — типичных филармонических старушек, обрадовавшихся доступным ценам.

Сложнее всего пришлось иногородним зрителям, которые кроме фестивальных концертов намеревались посетить ещё и выставки в Ельцин-центре, раз уж добрались до Екатеринбурга. Встречаясь вечером в зале, хвастали, кто что успел, делились впечатлениями. Такое их количество, как во время «Безумных дней», вряд ли где ещё получишь.

Следующий фестиваль «Безумные дни в Екатеринбурге» пройдёт 29 августа — 1 сентября 2019 года. Его тема — «Путевые заметки».

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!