Уральский академический филармонический оркестр

 

Программа фестиваля «Безумные Дни» уже на новом сайте!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить старт продаж!

 

Евразия. Музыка неизведанных земель

30 ноября 2017
30 ноября, 2017
Евразия
Фестивали

В Екатеринбурге в четвертый раз состоялся крупнейший в регионе музыкальный фестиваль «Евразия». Среди его участников – дирижеры Дмитрий Лисс, Клеменс Шульдт и Фабио Чиофини, пианисты Пьер-­Лоран Эмар и Герхард Опиц, Мюнхенский камерный оркестр, ансамбль старинной музыки Accademia Hermans, сопрано Роберта Инверницци и другие исполнители международного класса.

Ровно десять лет назад на Фестивале симфонических оркестров мира в Москве триумфально выступил Уральский академический филармонический оркестр (УАФО) под управлением Дмитрия Лисса. Среди участников форума УАФО был одним из двух отечественных коллективов – единственным из регионов – и звучал более чем достойно рядом с оркестрами Франции, Германии, Италии. В те дни, размышляя о месте Екатеринбурга в общероссийском музыкальном процессе и понятии «провинция» как таковом, Дмитрий Лисс говорил: «Если ты ощущаешь себя провинциалом, ты им и будешь... Мы часто провинциальны в силу своей лени. Все зависит от людей и тех планок, которые они себе ставят. Не чувствую, будто мы – провинция; в провинцию не приезжают такие дирижеры, такие солисты. Так что провинция, как и разруха, начинается в головах».

Правоту маэстро подтвердило время: за прошедшие годы Фестиваль симфонических оркестров мира, увы, приказал долго жить, тогда как музыкальные форумы международного класса появились в Перми, Новосибирске, Екатеринбурге. Первым стал как раз Екатеринбург (нынешний формат Дягилевского фестиваля в Перми возник чуть позже): с 2010 года здесь раз в два года проходит Симфонический форум России, метко названный «местом встречи российских оркестров», с 2011-го с той же периодичностью – международный фестиваль «Евразия». Через год и два соответственно оба пройдут в пятый раз – первый полукруглый юбилей! И это не считая того, что в Екатеринбург пришел всемирно известный фестиваль «Безумный день»; что здесь и только здесь с момента отъезда из России не раз выступал выдающийся дирижер Дмитрий Китаенко; что здесь проходил именной фестиваль Геннадия Рождественского; наконец, здесь есть УАФО – один из лучших российских оркестров и базовый коллектив «Евразии».

Шесть лет назад, когда фестиваль только родился, Дмитрий Лисс стал его бессменным художественным руководителем, и основной «удар» принял на себя как раз УАФО: на первой «Евразии» он представил ни много ни мало семь программ. Для одного оркестра это непомерная нагрузка, и на следующих фестивалях УАФО выступал, как правило, в концертах открытия и закрытия, тогда как приглашенных оркестров стало больше: за прошедшие годы гостями «Евразии» стали «Амстердамские барочные солисты», оркестр Лейпцигского радио, Мангеймский филармонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Итальянского радио и телевидения, ансамбль «Арпеджиата» и другие. Что осталось неизменным – обязательное присутствие в программах УАФО мировых премьер, в том числе написанных по заказу фестиваля: их уже хватило бы как минимум на один полноформатный концерт. Среди них – сочинения Александра Чайковского, Рене Кёринга, Леонида Десятникова, Тосио Хосокавы, Антона Батагова, Ольги Викторовой.

Еще одно произведение к нынешнему фестивалю написал итальянский композитор Иван Феделе, с 2012 года – директор музыкальной секции Венецианской биеннале. Его трехчастную пьесу UR, украсившую концерт-закрытие, публика приняла благосклонно. В большой степени этому способствовало вступительное слово Дмитрия Лисса, рассказавшего о том, что название UR может и означать you are – «ты есть», – и отсылать к «Уралу» и даже к «уртексту», а также об использовании автором микрохроматики и нестандартных приемов игры. Последняя часть 25-минутного сочинения называлась «К неизведанным вершинам», удачно рифмуясь с великолепной песней для хора с оркестром Воан-Уильямса «К неизведанным землям», открывшей программу. Здесь наконец встретилось несколько выразительных страниц, но вопросов без ответа стало только больше: так ли необходимо Ивану Феделе делить тон даже не на четыре, а на шесть частей – не только ли ради того, чтобы эффектно упомянуть об этом во вступлении к сочинению? Не думал ли он подойти к музыкальному времени экономнее? Для чего ему, наконец, громадный оркестр с шестью пультами первых скрипок, превосходящий составом даже финальное сочинение Брамса?

В итоге своим сочинением автор оказал добрую услугу именно Брамсу: его Второй фортепианный концерт, казалось бы, известный от первой до последней ноты, после UR прозвучал втройне свежо. На наших глазах в звуках реализовалась метафора, которую в свое время Валентин Сильвестров адресовал Карлхайнцу Штокхаузену: «Зима уже кончилась, пора выпускать листочки и цветы». Под мастерским управлением Дмитрия Лисса концерт с каждой частью звучал все совершеннее. Безукоризненное исполнение Герхарда Опица, выдержанное в достойнейших традициях старых мастеров, произвело существенно лучшее впечатление, нежели его сольная программа, представленная двумя днями раньше. Форма Сонаты си-бемоль мажор Шуберта, продолжавшейся 45 минут, никак не складывалась в единое целое, а ее «длинноты» отнюдь не казались божественными. Еще сильнее обескуражила Соната № 2 японского композитора Сабуро Морои (1903–1977).

Формально ее присутствие в программе – между «Детскими сценами» Шумана и сонатой Шуберта – отвечало идее диалога цивилизаций, лежащей в основе «Евразии», по факту же выглядело и звучало как недоразумение. По словам Опица, приведенным в фестивальном буклете, соната создана под очевидным влиянием Хиндемита, но заметить его невозможно: мимо этого сочинения 1940 года как будто прошел не только неоклассицизм, но ХХ век как таковой. Это честная, по-видимому, искренняя и на удивление серьезная попытка написать сонату середины XIX столетия, где были бы слышны и Шуман, и Лист, и Шопен. Иные слушатели усомнились, не является ли Сабуро Морои псевдонимом самого Опица – подобную сонату мог написать или сымпровизировать пианист, специализирующийся на романтическом репертуаре. Однако Морои существовал в действительности и был творчески активен на протяжении более чем полувека, в поздние годы освоив и додекафонию; тем удивительнее, что, будучи уже отнюдь не начинающим композитором, он создал сонату, звучащую «убедительно, как цитата». Едва ли ее спасла убежденная трактовка Опица.

Другой полюс современного пианизма – подчеркнуто антиромантический – представил Пьер-Лоран Эмар. Собственно, и романтиков Эмар – ученик Оливье Мессиана и Ивонн Лорио – играет на свой лад, будто сочинениям Листа или Шумана «известна» музыка ХХ века, на которой вырос этот незаурядный пианист. Нечего и говорить о «Гольдберг-вариациях» Баха, не укладывающихся в какие бы то ни было каноны. Эмар убежден в том, что шедеврам Баха тесно в границах клавишных инструментов его времени, и исполняет их на современном рояле, нисколько не стремясь к «клавесинности», наоборот: в прочтении Эмара «Гольдберг-вариации» сияли всеми красками симфонического оркестра.

Но если это сочинение, по справедливому замечанию маэстро, исполняется слишком часто, включая всевозможные транскрипции, то Этюды Дебюсси звучат существенно реже, чем его же Прелюдии, «Эстампы» и другие фортепианные циклы. Причиной тому, конечно, не только их высочайшая техническая сложность: одно из последних сочинений Дебюсси, Этюды, шире стилистических рамок импрессионизма, и здесь вопрос интерпретации выходит на первый план. Эмар преподнес Этюды как некую сверхмузыку, автора которой не так легко угадать – настолько она революционна. После двух грандиозных циклов едва ли были уместны бисы, а жаль: на московских концертах в эти же дни Эмар играл на бис миниатюры Шёнберга, Булеза, Куртага, и зал слушал их с не меньшим интересом, нежели Бетховена. Впрочем, екатеринбургским дебютом Эмар остался доволен и обещал вернуться; можно помечтать о том, что на следующей «Евразии» он сыграет что-нибудь из своего коронного репертуара, например Мессиана или Лигети.

Зато на нынешнем фестивале Лигети звучал в исполнении Мюнхенского камерного оркестра под управлением Клеменса Шульдта. Пять лет назад коллектив уже приезжал в Россию, дав концерт в Москве, теперь же провел мини-турне по Уралу: помимо Екатеринбурга выступил в Тюмени и Перми, где сыграл симфонии Гайдна и Мендельсона, а также музыку балета «Аполлон Мусагет» Стравинского. Для «Евразии» была приготовлена эксклюзивная программа, идеально отвечавшая идее фестиваля и идеально исполненная: по краям – два абсолютно европейских сочинения, в середине – еще два, символизирующие пересечение культур.

Вначале – увертюра «Гебриды» Мендельсона с головокружительным соло кларнета, в финале – его же «Шотландская» симфония, представшая сплошной россыпью жемчужин от первого аккорда до дуэта фагота с кларнетом в финале. Перед ней – «Румынский концерт» Лигети: кто бы ждал от композитора, чье имя называется в одном ряду с Булезом, Лютославским и Ноно, обаятельного подражания Бартоку, под которое впору пуститься в пляс! Еще одна шкатулка с секретом – Камерная симфония № 1 корейско-немецкого композитора Исана Юна. Ее облик вначале выглядел вполне романтически – горестно вздыхали виолончели, волновались скрипки и альты, – незаметно двигаясь в сторону абсолютно инфернальных созвучий, напоминающих о корейских корнях автора.

Небольшой коллектив из струнных, двух гобоев и двух валторн словно иллюстрировал жутковатую восточную сказку, но в то же время оставался образцовым европейским камерным оркестром, который судьба занесла на границу Европы и Азии. Еще теснее сплелись эти две стихии в концерте китайско-европейского проекта «Диалог», где Линлин Юй (Швейцария – Китай) играла на пипе в сопровождении французских и екатеринбургских струнников. Звучала самая разная музыка, от китайских народных мелодий до Чайковского и Тан Дуна. Днем позже прошел, вероятно, наиболее экзотический вечер фестиваля: с музыкой и танцами суфиев публику познакомил ансамбль Шейха Хамеда Дауда из Сирии. Еще один вариант самой что ни на есть пестрой смеси был представлен на концерте-открытии, где соседствовали японец Тору Такемицу и француз Клод Дебюсси, а пару «Скифской сюите» Сергея Прокофьева составило сочинение его внука Габриэля – Концерт для «вертушек» с оркестром, где солировал диджей Switch. Где еще возможно подобное?

«Идея фестиваля возникла благодаря расположению нашего города на границе Европы и Азии, – размышляет Дмитрий Лисс. – От темы диалога двух цивилизаций нам в России никуда не деться. Татаро-монгольское иго в культурном смысле было многовековым контактом двух цивилизаций, двух философий, двух ментальностей. Сколько в нашей ментальности от западной цивилизации, а сколько от восточной? Я глубоко убежден в том, что Россия – европейская страна, но многовековое сосуществование с восточными цивилизациями не могло не наложить отпечатка на национальные архетипы. Этот диалог продолжается очень интенсивно, он неисчерпаем. Свое название фестиваль носит по праву – уже потому, что родился и проходит именно здесь».

Источник: Играем сначала
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!