Владимир Спиваков и его «Виртуозы Москвы» дали большой концерт во Дворце культуры в четверг, 11 апреля. Ревда — первый город в уральских гастролях коллектива, и музыканты отдались этот концерту на все сто! Спиваков играл на скрипке Страдивари 17 века, а в конце вечера оркестр дважды вышел на бис.
Открылся концерт импровизацией: на сцену с музыкантами вышел руководитель коллектива Владимир Спиваков, чтобы сыграть произведение Баха вместе с первой скрипкой оркестра Алексеем Лундиным.
Исполняли «Виртуозы Москвы» Моцарта и Гайдна. «Прощальную» симфонию последнего оставили на финал концерта. По задумке композитора, в конце произведения музыканты друг за другом покидают сцену, гася свет над пюпитром. На последних нотах сцена погрузилась во тьму, и казалось, все, концерт окончен. Зал взорвался аплодисментами, и с каждого ряда кричали «Браво». Но оркестр вышел снова. Дважды. Они сыграли «Серенаду» Гайдна и «Пиццикато» из балета Минкуса «Дон Кихот».
«Бах примиряет нас с окружающей действительностью»
Шесть вопросов первой скрипке «Виртуозов Москвы» Алексею Лундину.
Что думаете о современной музыке? О современных композиторах?
— О неклассической музыке я не думаю, но иногда все-таки слушаю: «Воскресенье», Цой, Высоцкий. А современная классическая музыка обязательно нужна: композиторы должны писать музыку, а музыканты ее исполнять, иначе не будет никакого развития. И считаю, что композиторы должны слышать вживую то, что они написали. Например, великий Шуберт не слышал ни одного концерта со своим произведением, и так не должно быть.
Из современных композиторов я большой поклонник Петериса Васкса, Гии Канчели, Владимира Мартынова. Правда, много молодых и талантливых композиторов.
Есть ли у «Виртуозов» общий и любимый композитор?
— У всех разные предпочтения, но Бах примиряет нас с окружающей действительностью.
Как отличается публика в небольших городах и в миллиониках?
— По отношению и качеству — никак. А вот по атмосфере кардинально. В небольших городах гораздо уютнее и теплее. В Ревде замечательный зал с прекрасной акустикой. У вас даже есть настоящий спинет! Немногие города этим могут похвастаться.
Как можно популяризировать классическую музыку? И нужно ли это делать?
— Обязательно нужно, и в советское время в обязательную школьную программу включили урок музыки, и этого достаточно. Сейчас много говорят о реформе образования, но думаю, не надо улучшать то, что уже хорошо. Развитие произойдет внутри системы, без внешнего вмешательства. Это как подойти к Страдивари и сказать: «Твои скрипки уже устарели. Делай теперь треугольные». И получатся балалайки.
Почему выбрали своей профессией именно музыку?
— Папа был скрипачом. Но у него это вышло случайно: в послевоенное время он пошел в самую близкую к дому и безопасную школу. И это была музыкальная школа. А я с детства подражал отцу, и вот что вышло. Мой старший сын тоже лет до семи мне подражал, а в первом классе сказал, что никогда не будет музыкантом. Не стал, но музыкальное образование все равно получил. А вот дочка — очень хорошая скрипачка. Сейчас на первом курсе консерватории учится.
Насколько важна и нужна профессия музыканта в 21 веке?
— Она необходима! Если говорить о классической музыке, то она должна звучать, потому что улучшает атмосферу в мире, улучшает человека — его душу и даже здоровье. К тому же, классическая музыка — самая высшая форма искусства, которая без слов понятна всем. Почти всем. Например, в Индии классическую музыку не слушают.