Презентация концепции нового зала Свердловской филармонии состоялась 5 — 6 декабря в Екатеринбурге на международном симпозиуме «На пути к филармонии: концертный зал нового времени». Проект представил заместитель директора британского архитектурного бюро Zaha Hadid Architects Кристос Пассас. В форуме приняли участие руководители ведущих концертных залов Европы (Венский Концертхаус, Эльбская филармония и др.), основатели крупных международных концертных агентств (Karsten Witt Musik Management, HarrisonParrott), эксперты в области культуры. Они познакомили участников симпозиума с мировым опытом работы и организации деятельности крупных филармонических концертных залов.
Согласно концепции Zaha Hadid Architects, не имеющий аналогов комплекс будет состоять из четырех залов: два будут сохранены в историческом здании, еще два акустических зала общей вместимостью до 2 тыс. мест — построены рядом. Предполагается, что и залы, и фойе для зрителей, и парадная площадь перед филармонией, и преображенный сад Вайнера будут взаимоувязаны. Основной новый зал будет построен в форме виноградника, с креслами, окружающими сцену. Этот подход к организации пространства концертного зала уже получил признание ведущих музыкантов мира, однако в России он будет применен впервые. Малый зал филармонии предполагается расположить так, чтобы симфонический оркестр выступал на фоне ландшафтной композиции сада Вайнера. Особое внимание авторы проекта намерены уделить вопросам акустики и созданию комфортных условий для всех зрителей, включая детей, пожилых и людей с инвалидностью.
— Пока мы видели только самые первые наброски, и впечатление просто потрясающее. С нетерпением ждем того момента, когда увидим больше подробностей и, конечно, мы уверены, что подобные проекты — это совершенно эпохальная вещь, которая принесет новые аудитории и в Екатеринбург, и в Россию. Я на собственном примере могу сказать, что происходит, когда сочетается такой потрясающий архитектурный проект с замечательной акустикой. Наша аудитория выросла в три раза. Мы совершенно уверены в том, что и ваши аудитории значительно возрастут. Вы приведете сюда артистов и слушателей со всего мира, — заявил генеральный директор Эльбской филармонии Кристоф Либен-Зойттер (Гамбург, Германия).
По мнению свердловского губернатора Евгения Куйвашева, реализация столь масштабного и амбициозного проекта позволит екатеринбургской филармонии войти в число самых востребованных концертных площадок Европы и мира.
— Свердловская филармония для нас — лидер концертной деятельности, лидер по внедрению всяческих новшеств. И, конечно, вы даете сигнал всем регионам страны о том, как нужно планировать концертную деятельность и что нужно сделать для того, чтобы привлечь людей, — отметила директор Белгородской филармонии Светлана Боруха.
Деловая программа в формате международного симпозиума впервые была включена в программу музыкального фестиваля «Евразия». Гости услышали масштабную и редко исполняемую «Турангалилу» Оливье Мессиана в исполнении Уральского академического филармонического оркестра и симфонического хора Свердловской филармонии под управлением Дмитрия Лисса. В качестве солистов выступили известные французские музыканты — пианист Пьер-Лоран Эмар и Натали Форже, играющая на редком инструменте Волны Мартено, который специально доставили в Екатеринбург.
Фестивальная тема этого года — «Песни любви и смерти». Участие в «Евразии» принимали выдающиеся исполнители России, Франции, Германии, Великобритании, Грузии. Базовый коллектив фестиваля — Уральский академический филармонический оркестр. Инициатор и организатор фестиваля — Свердловская филармония. «Евразия» проводится раз в два года.
Автор: Артем Коваленко