Сотрудники регионального концертного зала филармонии пригласили инструментального мастера в преддверии 21-го концертного сезона.
Как настроишь рояль, так сезон и проведешь! В эту примету свято верят работники филармонии. 5 октября в Ревду приезжал Виталий Боталов —опытный настройщик клавишных инструментов. Виталий Иванович трудится в Свердловской филармонии и следит за роялями, пианино и фортепиано. Сотрудники регионального концертного зала пригласили инструментального мастера в преддверии 21-го филармонического сезона.
— Сейчас у нас открытие сезона, 9 октября, будет Уральский молодежный симфонический оркестр. Для исполнения произведений, которые прозвучат в концерте необходим рояль. А вообще, перед джазовыми концертами, перед романсовыми концертами обязательно приезжают настройщики, настраивают рояль, — сказала директор филиала Свердловской филармонии в Ревде Татьяна Волкова.
За летние каникулы рояль хоть и отдохнул, но застоялся. На него влияли перепады температуры и влажности. Чтобы инструмент зазвучал, как новый Виталию Боталову требуется чуть меньше часа. Хороший настройщик должен обладать идеальным слухом, музыкальным и техническим образованием — обслуживание рояля выполняется строго по науке.
— Есть международная единица высоты — ля первой октавы — 440 герц. Но так как у нас играется с оркестром, то принято у оркестровых инструментов 442 герц, поэтому, нужно его настраивать и держать в этой высоте. А здесь не просто 442 Гц, а еще нагрузка физическая — все струны тянут примерно 23 тонны постоянной нагрузки, поэтому, надо обязательно следить. Нагрузка большая на корпус, на деку, надо следить, — говорит настройщик инструментов Свердловской филармонии Виталий Боталов.
Как сказал Виталий Боталов, у каждого музыканта свои требования к инструменту. Рок-н-рольщикам важно, чтобы рояль издавал яркий звук. Исполнителям классики — произведений Моцарта, Бетховена или Рахманинова — требуется кристально чистое звучание.
Работы у Виталия Боталова хватает — в одной только Свердловской филармонии три десятка инструментов, и это не считая филиалов.
Виталий Иванович настраивает инструменты уже 60 лет и знает о них практически все. Огромного опыта хватает, чтобы сразу и безошибочно поставить диагноз роялю из ревдинского Дворца культуры.
— За ним надо следить. Потому что у него очень низ плохой, ролики неважные, не подходят, катать нельзя. Требуется ремонт — серьезный, потому что роялю около 60-ти лет, изношенные молотки, подношенная механика. Если будут концерты с профессионалами высокого уровня, допустим, как Мацуев, Березовский, Гроховский, Крамер — тут, конечно, требуется серьезное отношение. Потому что в таком состоянии городу показывать рояль не совсем правильно, — сказал Виталий Боталов.
Впрочем, при своевременном обслуживании наш рояль вполне сможет играть еще не один филармонический сезон. И вообще — что для инструмента 60 лет при хорошем уходе? К примеру, Виталий Боталов недавно настраивал рояль, выпущенный в 1830 году и который до сих пор в строю.
Лариса Хитева, Елена Канавина, Павел Пенкин, телеканал «Единство».