Безумные дни в Екатеринбурге

 

Они были первыми

8 июля 2022
8 июля, 2022
Безумные дни в Екатеринбурге

Это первый и единственный в нашей стране трехдневный концертный марафон классической музыки. Кажется, что формат неизменен: короткие, по 45-50 минут, концерты с утра до вечера нон-стоп, несколько площадок в шаговой доступности (на этот раз восемь), немыслимо дешевые билеты: почти на все концерты по 200 рублей, только на заключительный гала – 500.

Тем не менее кое-что изменилось. Прежде всего, по вполне понятным причинам не удалось сохранить международный статус проекта. Свердловской филармонии в этом году, чтобы провести «Дни», пришлось опереться на собственные, российские, силы. Отец-основатель «Безумных дней» француз Рене Мартен, обычно лично составлявший программу, на этот раз ничем не смог помочь российским организаторам. И все же лично благословил проведение фестиваля в Екатеринбурге, прислав своим давним друзьям и коллегам видеоприветствие. Более того, одобрил одну из предложенных ими тем – «Первые романтики», под которыми подразумевалась четверка самых-самых: Шуман – Шопен –Лист – Мендельсон, хотя репертуарная палитра фестиваля была, конечно, намного шире: от ранней европейской музыки до современного екатеринбургского композитора Ольги Викторовой. Да и жанровый диапазон значителен: помимо разнообразной классики – симфонической, хоровой, камерной – фолк, джаз, кроссовер, фламенко и много чего еще. Впечатляют и цифры: сто концертов, пятьсот музыкантов, девять оркестров, двадцать пять ансамблей из Москвы, Новосибирска, Уфы, Екатеринбурга и других городов России. Ну и главное – 99 процентов проданных билетов, 36 000 слушателей – и все это за три дня!

Впрочем, цифры цифрами, но важнее контент. И вот тут, должна признать, меня порадовали не только концерты звезд с популярными романтическими произведениями, но и редкости, которые предложил, например, камерный оркестр Musica Viva с Александром Рудиным. Имею в виду «Восточные картины» Шумана – Шесть экспромтов для фортепиано в четыре руки, которые играл еще Рихтер с Людмилой Берлинской. Но в переложении для оркестра это настоящий эксклюзив. Вообще, история невероятно интересная: цикл написан по рассказам Фридриха Рюккерта «Превращения Абу-Саида», в основу которых легли плутовские новеллы («макамы») арабского писателя ХII века Аль-Харири. Их герой, как пишет сам Шуман, – некий прообраз немецкого плута и балагура Тиля Уленшпигеля. Вот и Абу-Саид – вроде бы поэт и ученый – оказывается на самом деле обаятельным жуликом. Удивительно, но ничего восточного в музыке «Картин» нет, но уж таковы впечатления композитора «по прочтении…».

Порадовал публику эксклюзивами и Юрий Фаворин, сыгравший два из трех томов цикла Листа «Годы странствий», чего почти никто из пианистов не делает – вещи трудные и при этом неравноценные (а вообще, Юрий играет цикл целиком и даже выпустил недавно тройной альбом на фирме «Мелодия»). На закрытии пианист поделился с публикой еще одной диковинкой – редко исполняемой ранней пьесой все того же Листа «Проклятие» для фортепиано и струнных. Вообще, в Екатеринбурге я думала о том, что Листа в обычной концертной практике, пожалуй, не хватает. Тут же его было в избытке. Дмитрий Лисс со своим оркестром УАФО сыграл несколько симфонических поэм венгерского романтика: «Орфей», «Тассо. Жалоба и триумф» и, конечно, знаменитые «Прелюды».

Или вот, например, ансамбль ранней музыки Insula Magica («Волшебный остров») – семеро выпускников Новосибирской консерватории, вокалисты и инструменталисты, основавшие свой коллектив 40 лет назад. Две их программы – настоящая экзотика: в первой исполнили музыку XIV–XV веков, во второй – XVI–XVII веков, в том числе – баллады и гальярды таких композиторов, как английский король Генрих VIII и отец великого физика и астронома Галилео Галилея Винченцо. Но интерес вызвал не только уникальный репертуар, но и невероятная роскошь инструментов эпохи Средневековья и Возрождения: лютни, колесная лира, клавицимбалум, готическая арфа, виола да гамба, барочная гитара, гусли, блокфлейты, старинные ударные. В основном это точные копии исторических инструментов, выполненные по заказу новосибирцев, либо сделанные ими собственноручно.

Стоит ли говорить, что на концертах были аншлаги, люди приходили семьями, иногда с очень маленькими детьми, которые, кстати, прекрасно засыпали под эту музыку. Она действительно чудесная, почти целебная, и слушать ее надо совершенно иначе, не по-современному, лучше в полной тишине – считает руководитель ансамбля Аркадий Бурханов. «Сейчас мы привыкли к многочисленным шумам, а эта музыка звучала во времена, когда никаких кондиционеров не было». И, кстати, в Камерном театре, где проходил один из концертов, Аркадий попросил выключить кондиционеры. Администрация пошла навстречу.

Вообще, атмосфера доброжелательности, если хотите, даже любви –  сообразно романтической теме – пронизывала весь фестиваль. Билетеры и капельдинеры были милостивы к опоздавшим: не ругали, а наоборот, радушно встречали, пристраивали на какие-нибудь места или находили стульчик (ох, как же не хватает этого в столице!). Или вот еще история: в первый же день я потеряла конверт с билетами – к счастью, подписанный. Позвонила в Дом музыки, где была на концерте, и первое, что услышала в трубке: «Ваша фамилия Русанова? Приходите, мы нашли ваш конверт».

И я радостно побежала на все запланированные концерты – а их было немало, как и в расписании многих других слушателей. Мне кажется, если сверху посмотреть на «Безумные дни», думаю, получится нечто похожее на муравейник. Потоки людей с целыми веерами билетов в руках двигались кто куда: одни из филармонии в Дом музыки или Зал Маклецкого, в ТЮЗ или Камерный театр, другие – в противоположном направлении. Иногда было даже трудно пробиться сквозь толпу… Ажиотаж понятен: разве можно пропустить выступление таких «зубров», как пианисты Екатерина Мечетина, Константин Емельянов, Юрий Фаворин, Рэм Урасин, русско-японская органистка Хироко Иноуэ? Или Уральский филармонический оркестр с Дмитрием Лиссом, Молодежный оркестр с новым шефом Дмитрием Филатовым…

К сожалению, не все артисты смогли добраться до Екатеринбурга, хотя и были заявлены в афише. По состоянию здоровья была вынуждена отказаться от поездки Анна Генюшене, только что получившая серебряную медаль Конкурса Вана Клиберна. Спасибо Якову Кацнельсону, что заменил ее. Не услышали мы и работающего сейчас буквально на износ, переигравшего руку скрипача Гайка Казазяна. Очень жаль, и остается лишь пожелать ребятам выздоровления.

Зато все прибывшие артисты моментально включались в водоворот всеобщего «муравейника», играя по два, а то и три концерта в день. С энтузиазмом отнеслась к новому для нее формату дебютантка «Безумных дней» Екатерина Мечетина, между тем ее расписание было более чем плотным. Например, в день закрытия 3 июля в 12.45 в Большом зале филармонии Екатерина сыграла Первый концерт Листа (с УАФО и Дмитрием Лиссом). Буквально через 3 часа – дала сольный концерт  (24 прелюдии Шопена), уже в Камерном филармоническом зале, а вечером на закрытии, снова с УАФО и Лиссом, исполнила еще и финал Второго концерта Шопена. И говорит, даже не устала!

Кстати, закрытие проходило в Саду Вайнера – это новая открытая концертная площадка, прямо за зданием филармонии, вмещающая полторы тысячи человек.  Концерты здесь проводились поздним вечером как своеобразный итог каждого дня. Площадка символичная: здесь и в дореволюционное и в советское время звучала музыка, здесь выступали Утесов и Вертинский. И именно на этом месте будет новый концертный зал Свердловской филармонии, первый большой акустический зал в регионе, дорогой, имиджевый проект для Свердловской области. К сожалению, ему все время что-то мешает: то пандемия, то санкции (конкурс, как  известно, выиграло знаменитое британское бюро Zaha Hadid Architects, но как теперь будет выглядеть сотрудничество, возможно ли оно в принципе, не берется сказать никто). И все же хочется верить, что зал здесь возникнет, хотя и не скоро – по самым оптимистичным прогнозам не раньше, чем через пять лет. Дай бог! Свердловская филармония и тысячи ее зрителей-слушателей этого достойны.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!