Уральский академический филармонический оркестр

 

Новый альбом подтверждает статус оркестра как одного из лучших в России

27 июня 2023
27 июня, 2023
Коллективы
УАФО

Рецензия на диск Уральского академического филармонического оркестра с музыкой С. Прокофьева

Сергей Прокофьев (1891–1953)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор, соч. 16 (1913)
Симфония № 2 ре минор, соч. 40 (1925)
Андрей Коробейников (фортепиано)
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021, Свердловская филармония, Екатеринбург, Россия
Fuga Libera FUG798 [71], 2023

Опубликовано на сайте музыкального онлайн-журнала MusicWeb International — Classical Music Recordings (Великобритания)

Я впервые услышал этот оркестр под управлением главного дирижёра Дмитрия Лисса на Фестивале Мясковского в Екатеринбурге два года назад и был чрезвычайно впечатлён глубиной красок струнной группы и великолепием деревянных и медных духовых инструментов. Оркестр был удостоен Национальной премии критиков 2020 года, а эта запись сделана по случаю 130-летия со дня рождения С. Прокофьева. Оркестр ранее записал Шестую и Десятую симфонии Мясковского для Warner и Десятую симфонию Шостаковича для Fuga Libera, гастролировал в Соединенных Штатах, Европе и Азии.

Уроженец Москвы пианист Андрей Коробейников  многократный лауреат международных конкурсов, включая конкурсы пианистов имени А.Н. Скрябина и имени С.В. Рахманинова, а также Международный конкурс имени П.И. Чайковского (2007), где он получил приз за лучшее исполнение произведений Чайковского. Он учился в Московской консерватории у профессора Андрея Диева и в Королевском колледже музыки в Лондоне у Ванессы Латарш. Его записи для Olympia, Mirare и Naxos охватывают репертуар от Бетховена и Грига до Элгара и Скрябина.

Премьера Второго фортепианного концерта Прокофьева, состоявшаяся в 1913 году, вызвала скандал; пресса назвала его «дебютом фортепианного кубиста и футуриста». Концерт ставит перед солистом огромные задачи; сам Прокофьев отзывался о нём как о «безобразно трудном и беспощадно утомительном». Произведение обладает огромной эмоциональной силой в сочетании с лиризмом, а также ошеломляющей свободой, в которой чувствуются варварские скифские влияния. Пожалуй, последнее неудивительно, поскольку концерт относится к тому же периоду, что и «Скифская сюита». Его партитура была утеряна во время революции 1917 года, так что Прокофьеву пришлось переписать её в 1923 году. При этом он внёс изменения в фортепианную партию. Премьера новой редакции состоялась в 1924 году.

Во вступительном Andantino Коробейников демонстрирует блистательную виртуозность, вводя полную красоты тему на фоне сладкозвучных струнных. В эпизоде, похожем на сновидение, гобоист Вадим Кудинов играет восхитительный народный наигрыш. Далее лирический характер музыки меняется на модернистский, и в заключительном эпизоде звучат возгласы деревянных духовых. В середине части Коробейников дарит нам раскалённую добела каденцию.

Скерцо (Vivace) проносится в виде мимолётной искрящейся последовательности, где на первый план выходят деревянные духовые и фортепиано. Третья часть, Интермеццо (Allegro moderato), меняет настроение с помощью безжизненной наступательной темы у низких струнных, перебиваемой деревянными духовыми и отчётливым фортепианным пассажем. В Финале (Allegro tempestoso) фортепианная партия начинается с отточенных аккордов, предвещающих безумную гонку к финишу в сопровождении потрясающей игры оркестра. Ближе к концу мы слышим чарующее фортепианное соло. На протяжении всего исполнения игре Коробейникова благоприятствует поддержка Лисса и его виртуозного оркестра.

К тому времени, когда Прокофьев взялся за написание своей Второй симфонии, романтизм был уже не в моде, что побудило его обратиться к стилю конструктивизма. «Неужели же я на старости лет и с высоты всей моей техники так-таки и плюхнулся в калошу, да ещё после девяти месяцев бешеной работы?!» Прокофьев писал симфонию после того, как похоронил свою мать, последовавшую за сыном в эмиграцию. Композитор отмечал, что искал язык, способный выразить сильные эмоции, словно выкованный «из железа и стали».

Во вступительном Allegro ben articolato звучат пронзительные крики деревянных духовых и красноречивая тема, провозглашённая первым гобоем. Интерпретация Дмитрия Лисса вызывает ассоциации с балетом Прокофьева «Большой скок». Здесь слышатся также предвестники «Александра Невского», особенно «Ледового побоища». Игра оркестра демонстрирует превосходную динамику в каждой группе, и всё это великолепно передано звукорежиссёрами. Звучание такое, будто человек сидит в первом ряду зала и слышит всё до мельчайших подробностей. Встречаются исключительно громкие пассажи, во время которых слушающим в наушниках придётся уменьшить громкость.

Вторая часть, Тема с вариациями, представляет собой попытку противопоставить образам «стали и железа» мотив освобождения, выраженный лирической русской темой, заявленной у гобоя. Часть состоит из серии вариаций, рисующих панораму славянских образов  то сказочного волшебства, то языческих ритуалов, то задумчивой лирики,  предвестников зрелого периода творчества Прокофьева. Примечателен сольный пассаж трубы, великолепно исполненный Михаилом Шестопёровым; он предвосхищает волнующий хорал медных духовых, за которым следуют прекрасная жизнеутверждающая музыка струнных и воодушевляющая мелодия флейты.

Дирижёр мастерски управляет быстрой сменой вариаций, демонстрируя всю сказочную магию партитуры. Заключительная вариация возвращает нас к прекрасной теме гобоя. Дмитрий Лисс руководит Уральским филармоническим оркестром более двадцати пяти лет, и этот новый альбом подтверждает статус оркестра как одного из лучших в России.

Компакт-диск упакован в диджипак, содержащий 20-страничный буклет с аннотацией на английском, французском и русском языках и цветными фотографиями оркестра и дирижёра. Запись была сделана, исходя из спроса публики после концерта в июне 2021 года, и является совместным проектом Свердловской филармонии, Уральского филармонического оркестра и звукозаписывающей компании Reachsound.Art. Предстоящие релизы включают Вторую симфонию С. Рахманинова и альбом хоровой музыки «Великая музыка малых форм» в исполнении Симфонического хора Свердловской филармонии. На последнем диске, который выйдет на Fuga Libera в этом же году, будет представлена русская духовная и светская музыка.

Грегор Тэсси (Gregor Tassie)

Перевод Юлии Григорьевой

Источник: MusicWeb International
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!