Вы будете поражены превосходством русских

28 февраля 2024
28 февраля, 2024
Коллективы
УАФО

Стриминг классической музыки (23-3): Наконец-то стали появляться достойные релизы русских произведений

Рецензия на диск:

Дмитрий Шостакович. Симфония № 10, op. 93
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись с концерта, ноябрь 2021 года. Продолжительность 51 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 809 (2023)

Опубликовано в блоге для аудиофилов Cheaptubeaudio (Гонконг), 03.2023

В одном из постов Streaming Post я оплакивал увольнение Тугана Сохиева, одного из выдающихся дирижеров России (и мира), который ушел как со своей французской должности дирижера (в Тулузе), так и из весьма престижного Большого театра, таким образом лишив нас возможности услышать обещавший многое цикл Шостаковича (Warner уже выпустил с Тулузским оркестром симфонии № 8 и 10).

Просматривая сегодня Prestomusic, я с удивлением увидел предстоящий в ближайшее время выход альбома распущенной команды; это произойдет в апреле, они будут аккомпанировать любимой мною Елизавете Леонской в концертах 3 и 4 Бетховена. Warner указывает, что эти записи были сделаны с концертов 2017-18 годов. Я с нетерпением жду выхода этого альбома, но не могу не задаться вопросом, способ ли это для Warner хотя бы частично выполнить свои контрактные обязательства, которые наверняка находятся в подвешенном состоянии. По моему мнению, Тулуза выжила Сохиева, лучшего дирижера за всю историю этого оркестра, который более десяти лет повышал авторитет коллектива и принес ему бесценный контракт на запись с Warner, за что другие оркестры, такие же хорошие или даже лучшие (и это правда: есть много таковых) готовы были бы убить. Тулузе следует проявить порядочность и освободить Warner от любых обязательств. Ей потребуются годы, чтобы вернуть утраченные кадры, но это маловероятно. Когда искусство используется политикой, в проигрыше оказываются только художники.

И поэтому потенциально превосходный цикл Шостаковича в исполнении Сохиева был насильственно прерван. Вместо этого посредственные дирижеры, такие как Джанандреа Нозеда, продолжают множить никудышные британские записи (LSO Live; NSO Washington равно плохи; их хвалит только британская пресса). Избегайте его бесхребетного цикла с записями Шостаковича. Этот малый не создал ничего значительного ни в одной области, но британская пресса всегда непостижимым образом хвалит его. То же самое относится и к LSO, который, несмотря на высокие квалификации отдельных своих музыкантов, теперь производит лишь одну безликую и не вызывающую никаких чувств запись за другой. Никакой индивидуальности. То же самое касается и переоцененных дирижеров, таких как Рэттл, продолжающего принижать значение других оркестров. Голые короли.

Разве это не лицемерие? Изгнать всех великих русских музыкантов в их же собственной музыке? Вместо этого ее исполняют политически «корректные», но музыкально невзрачные представители Запада, сводящие все на нет? Если хотите знать мое мнение, это ни что иное, как культурная апроприация.

Российских дирижеров (и музыкантов) несправедливо избегают, как чумы, политики и бюрократы, допущенные к принятию решений (не считая несколько смелых австрийских официальных лиц). Вы заметили, что даже у российских лейблов (вроде Мариинского) мало новинок? Эта пустота прискорбна. И поэтому мы обязаны продвигать те немногие записи, которые еще выходят.

Ранее здесь уже освещался Дмитрий Лисс, возглавляющий феноменальный Уральский филармонический оркестр. Теперь он дарит нам Симфонию 10 Шостаковича (Fuga Libera), произведение, близкое его сердцу, которое он записывает не впервые. Просто сравните эту запись с предыдущей, сделанной им с другим своим оркестром, Phil Zuidnederland, и вы будете поражены превосходством русских. Слушатели, которые действительно знают Шостаковича, поймут, почему его ДОЛЖНЫ постоянно исполнять российские музыканты, независимо от того, кто ими управляет. А еще у них — отличный и содержательный релиз двух лучших произведений Прокофьева — Симфонии № 2 и Фортепианного концерта № 2 (солист Коробейников).

Раз мы говорим о Шостаковиче, к счастью, в последнее время БЫЛИ достойные попытки и в Великобритании, от команды Филармонического оркестра BBC и Сторгардса. Их новейший выпуск 12 и 15 симфоний радует свежестью (Chandos), не в последней степени из-за редкости 12-й, которую я почему-то всегда любил. Загадочная 15-я — конечно, шедевр. Предыдущая 11-я от того же коллектива была равно хороша, и этот цикл многообещающ. Не слишком прочувствованный, но тщательно продуманный, выверенный и исполненный (в отличие от невежественного Нозеды). Очень хороший звук.

Слишком много непримечательных записей, но не все потеряно. Иногда встречаются и ОТЛИЧНЫЕ. Сейчас Стравинского даже не считают русским, учитывая его длительную иммиграцию и проживание на Западе. Но он был русским. И НЕТ ничего более русского, чем его шедевр «Свадебка». Слушать это произведение непросто, тем более, что оно исполняется на русском языке. Если вы обратите внимание на происхождение сочинения, оно имеет запутанную историю. Чаще всего исполняется версия для 4 фортепиано, а не первая версия Стравинского. И я слушал ее в таком варианте, пока недавно не наткнулся на потрясающую оригинальную версию 1919 года, которую композитор закончил лишь частично (и которую завершил в 2007 году Тео Верби)! Включая цимбалы и фортепиано, не меньше! Выступление ансамбля Aedes и Les Siecles под управлением Матьё Романо безупречно (Aparte). Во время трансляции на NML я смог прочитать увлекательные примечания к буклету, в которых преподаватель вокала рассказывает, как она изобретала способы научить французский хор произносить слова по-русски, и действительно, они звучат вполне аутентично! Плод любви! Удивительнейшее сооружение, Болеро в переложении для хора! Звук потрясающий — мурашки по коже! Это мой альбом года! Я близко не нахожу ничего столь же прекрасного. Единственное предостережение: не всякому слушателю будет комфортно слушать этот альбом, хотя я не понимаю, почему он может не понравиться тем, кто любит «Весну священную». И аудиофилы должны налететь на эту потрясающую запись (как и на Берио; см. ниже).

Когда я позволил невероятным краскам этой записи полностью поглотить меня, я вспомнил некоторые прошлые моменты всеобъемлющей радости. Давным-давно, когда я впервые услышал эпохальную «Симфонию» Берио. Ее неистовость, потрясающие ощущения на хорошей системе (если вы хотите послушать, сейчас есть много хороших записей, скажем, Шайи на Decca)!

Другая ассоциация была не столь очевидной. Я подумал о Гергиеве, ныне подвергшемся полному остракизму со стороны Запада. Я вспомнил его великолепное концертное исполнение «Любви к трем апельсинам» Прокофьева с Мариинским театром в 2008 году, на котором мне посчастливилось присутствовать в Нью-Йорке. Я до сих пор отчетливо это помню, настолько искренне и захватывающе! Русский колорит этого редко исполняемого (как в концерте, так и в театре) произведения Прокофьева был так же силен, как и у Стравинского.

Мои слова, сказанные тогда, справедливы и сейчас: «...Это исполнение заставляет по-настоящему задуматься о пустых лозунгах, используемых для продвижения многих выступающих дирижеров и оркестров… Есть целый контингент, поклоняющийся посредственности и аплодирующий стоя выступлениям, того не заслуживающим. Признак времени. К счастью, у нас еще есть русские...»

Поскольку мы уже упоминали Лондонский симфонический оркестр, вот мои концертные обзоры Гергиева, включающие его визит с ЛСО в Нью-Йорк в 2009 году. Поверьте, сейчас ЛСО так не играют с большинством дирижеров.

Я также подумал о нем, так как совсем недавно смотрел старую видеозапись (на Tidal), где он дирижировал Симфонии 1 и 5 Прокофьева, а также его фортепианный концерт №1 с очень молодым Трифоновым. Это потрясающая вещь, великолепно сыгранная всеми исполнителями. Можете держаться за своего Нозеду, я же пойду к своим русским.

Doctorjohn

Перевод Юлии Григорьевой

 

Источник: Cheaptubeaudio

Другие публикации

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!