Уральская столица в 9-й раз стала центром уникального музыкального марафона, не имеющего аналогов в России: концерты нон-стоп, с утра и до вечера в нескольких залах одновременно. Придуманный известным французским продюсером Рене Мартеном в 1995 году и названный в честь комедии Бомарше – La Folle Journée («Безумный день») – фестиваль-транзит ежегодно начинается зимой в Нанте, а затем путешествует по другим странам: Испания, Япония, Польша. Россия в этом гастрольном маршруте появилась в 2015 году, и Екатеринбург был выбран не случайно: Уральский филармонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса был давно в числе любимцев Мартена и стал постоянным участником фестиваля.
Фестиваль «Безумные дни» на Урале ежегодно в разгар лета становится мощной кульминацией-завершением концертного сезона, сохраняя в российском варианте свою демократичность и родовые черты: короткие, не больше часа, концерты, доступные цены, площадки в шаговой доступности друг от друга и атмосферу праздника.
В сегодняшних реалиях фестиваль проводился с особым посылом: музыка во все времена призвана объединять, давать чувство гармонии, красоты и надежды. Несмотря на ограничения, форум сохранил статус международного, в Екатеринбурге выступали артисты не только из столиц и российских регионов – Татарстана, Якутии, Удмуртии, Дальнего Востока, но также из Армении и Кубы. Неизменной остается и главная цель, которую организатор фестиваля – Свердловская филармония формулирует как императив: привлечь новую публику, как можно больше людей сделать поклонниками классики.
По замыслу авторов, главная героиня фестиваля – не звезда-исполнитель, но сама Музыка, каждый год меняющая свое амплуа. Тема этого года была обозначена как «Реки музыки»: от истоков к сегодняшнему дню, музыка разных эпох, стран, жанров и направлений, мировой фольклор и его осмысление композиторами-классиками. Известно ведь: как назовешь – так и поплывет, и «Реки музыки» не просто промчались по десяти концертным площадкам Екатеринбурга, захватив областной Первоуральск. Прихотливая уральская погода тоже отреагировала на девиз фестиваля, залив город потоками дождя и холодного ветра. Но удивительное дело: во время концертов открытия и закрытия, проходивших на пленэре, в знаменитом Саду Вайнера, светило солнце. А в остальное время непогода не помешала любителям музыки с энтузиазмом перемещаться между концертными залами и заполнять их практически до отказа: все билеты на фестиваль были раскуплены за месяц до начала.
Если говорить о цифрах этого года, то они впечатляют: более 600 артистов дали за 3 дня 120 концертов в 10 концертных залах для аудитории в 45,5 тыс. человек. Благодаря онлайн-трансляциям слушателей было, конечно, еще больше. В качестве хедлайнеров фестиваля выступали известные музыканты и давние друзья Свердловской филармонии: пианист Борис Березовский, сыгравший 5 концертов, в том числе и сольные рециталы, виолончелист и дирижер Александр Рудин со своим оркестром Musica Viva, Алексей Уткин во главе Государственного академического камерного оркестра. Впервые на «Безумных днях» в Екатеринбурге оказались молодые музыканты: пианист Арсений Тарасевич-Николаев, скрипач Михаил Усов, виолончелист Арсений Чубачин…
В связи с темой фестиваля, высвечивающей музыкальные истоки, по-особому выстроилась линия фольклорных коллективов и интереснейших этнопроектов: московский ансамбль мультиинструменталистов «Фыняф» зажигал с программой «Цыганское счастье», трио «Азвесян» из Ижевска нежно экспериментировало с удмуртским фольклором, армянский дудук Вардана Арутуняна медитировал в сопровождении органа и вокала Эгине Барсегян. Высокое мастерство и неожиданную подлинность продемонстрировал российский ансамбль «Flamencura Project», играющий и танцующий в программе «Фламенко-шоу». А прилетевший с Отрова свободы квартет «Philoritmica» сражал темпераментом в программе «Viva la Куба!».
На «Безумных днях» всегда звучит и современная музыка, в этот раз специально к фестивалю композитор Валерий Воронов написал струнный квартет № 4 Traumerei, и мировая премьера состоялась в исполнении Струнного квартета камерного ансамбля «Солисты Москвы». Дань юбилейному году Альфреда Шнитке отдали в концерте «Ревизская сказка», пожалуй, самые известные инструментальные сочинения композитора – Сюита в старинном стиле и «Гоголь-сюита» – звучали в переложении для балалайки-контрабаса, фортепиано и струнного квартета (к Квартету им. Танеева и пианисту Константину Тюлькину присоединился харизматичный Михаил Дзюдзе).
На фестивале всегда на равных выступают не только именитые, состоявшиеся артисты и начинающие музыканты, на «Безумных днях» равны все музыкальные жанры и форматы: высокая классика, фольклор, джаз, опера, кроссовер, полижанровые эксперименты и театральные проекты. Концерт «Гала-опера в саду» с участием солистов Михайловского театра и Урал Оперы пользовался повышенным спросом. А проект «Призрак оперы», придуманный органисткой и музыковедом Евгенией Кривицкой, предлагал взглянуть на оперные сюжеты и оперную музыку сквозь призму поэзии Петрарки, Блока, Фета… Главную артистическую роль в нем исполнял Петр Татарицкий, а арии из опер Генделя, Массне, Пуччини, Уэббера пела сопрано из «Новой Оперы» Анастасия Белукова.
Понятно, что хотя бы перечислить всех в газетном тексте, как и посетить пусть не все, но большую часть концертов – задача абсолютно не выполнимая. Непрерывный трехдневный музыкальный поток на фестивале обеспечивали 8 оркестров, 13 ансамблей, 3 хоровых коллектива и более 50 солистов. Каждый раз после фестиваля Свердловская филармония подводит итоги, и, согласно статистике этого года, почти половина публики на «Безумных днях» оказалась неофитами – слушателями, впервые пришедшими на концерт классической музыки. Стало быть, главные цели беспрецедентного музыкального празднества выполняются. На финальном концерте объявили даты и тему следующего (10-го в России) фестиваля «Безумные дни»: он будет посвящен музыке столиц мира.
Лариса Барыкина