Уральский академический филармонический оркестр на гастролях в Германии
«Мы не можем конкурировать с Мариинским театром: у них настоящие Страдивари, а мы не можем себе этого позволить. Но для оркестра необязательно, чтобы все играли на Страдивари», — заявляет Дмитрий Лисс, главный дирижер и художественный руководитель Уральского академического филармонического оркестра, который наряду с оркестрами Москвы и Санкт-Петербурга входит в число лучших оркестров России. Лисс обучался профессии у Дмитрия Китаенко в Москве и вот уже 23 года работает с Екатеринбургским оркестром из ста человек. Для него очень важна гибкая, музыкально точная интерпретация. Не только русская, но и французская, немецкая или чешская музыка должна звучать характерно, с учетом интонаций, которые она выражает в оригинале. В свою очередь, играя русскую музыку за рубежом как приглашенный дирижер, он пытается достигнуть с иностранными оркестрами русского звучания.
Качество музыкальных инструментов Екатеринбургского оркестра, несомненно, имеет значение: так, тромбоны были выполнены под заказ немецкой фирмой «Thein» индивидуально для каждого музыканта. Для растущей коллекции инструментов филармонии удалось приобрести десять старинных, ценных смычковых инструментов; среди них скрипка Бергонци и смычок Турта — подарок концертмейстеру от губернатора.
Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, США: сегодня Уральский академический филармонический оркестр — желанный гость знаменитых концертных залов и международных фестивалей во всем мире. Еще свежи в памяти Лисса впечатления от Нанта, где в этом году в рамках фестиваля «Безумные дни» (La Folle Journée) оркестр ежедневно давал до трех концертов с разными программами, в том числе представил премьеру грандиозной оратории Ольги Викторовой «Исход» для чтецов, хора и оркестра, выполненной специально для
фестиваля. И, хотя оркестр имеет опыт обращения с современной академической музыкой, это был настоящий подвиг. «Как руководитель я позволяю себе привилегию требовать многого, не слишком считаясь с музыкантами. Музыка часто требует самоотверженности, но я несу ответственность за свой оркестр. Все знают, почему я чего-то требую: и в том, чего мы уже достигли, и в том, чего музыканты сами хотят достичь в будущем». Каждый год Лисс разрабатывает около семидесяти программ. Заказы на сочинения также получают композиторы, среди них Леонид Десятников, Александр Чайковский и Тосио Хосокава. «Мы вкладываем деньги в каждые гастроли», — рассказывает Александр Колотурский, директор Свердловской филармонии с 1989 г., единственный лауреат Национальной премии в сфере управления и развития культуры в России. Филармония носит имя Свердловской области и является домом для Уральского академического филармонического оркестра, Уральского молодежного симфонического оркестра и Екатеринбургского филармонического хора. «Мы инвестируем в гастроли с удовольствием, потому что авторитет оркестра и его музыкально-художественный уровень растут с каждым турне». Это окупается: билеты на концерты в элегантно отреставрированном историческом зале филармонии раскупаются на 95 процентов.
Финансирование проектов, в том числе международного фестиваля «Евразия», помимо предпринимательской деятельности по западному образцу, частично производится правительством. Урал, «горный хребет России», — это сильный регион с международным влиянием и осознанием того, что неотъемлемыми для развития страны являются не только полезные ископаемые, тяжелая промышленность и оборонный сектор, но и культура. Филармония оказывает денежную помощь культурно-педагогическим проектам, таким как «Концертный зал без границ», который позволяет наслаждаться живой музыкой в небольших отдаленных населенных пунктах, причем бесплатно. Запланировано строительство еще одного концертного зала более чем на 1500 мест с залом камерной музыки. Развитие Свердловской филармонии впечатляет, особенно если вспомнить, что до 1991 г. Екатеринбург под именем Свердловск относился к так называемым «закрытым городам», а его культурная жизнь десятилетиями не выходила за пределы города. В Свердловской филармонии с момента ее основания в 1936 г. выступали многие выдающиеся деятели искусств от Давида Ойстраха и Леонида Когана до Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича.
Валерий Гергиев до сих пор вспоминает, как в свои студенческие годы он получил в Свердловске первый опыт как дирижер. После «открытия» города в 1992 году главный дирижер оркестра того времени Андрей Борейко обращался к сотне концертных агентств во всем мире, ответ пришел лишь от одного
единственного, из Зальцбурга. В последующие годы пять скудных турне в Германии и Австрии прошли без большого резонанса. Только в 2004 г. был заключен договор с французским агентством «Sarfati», благодаря которому под маркой Mirare вскоре вышли в свет CD-диски с записями четырех концертов для фортепьяно Сергея Рахманинова в исполнении Бориса Березовского.
Связи с Германией были вновь установлены только через несколько лет, при помощи музыковеда из Берлина Татьяны Рексрот. Наряду с разнообразными проектами с молодежным оркестром она способствовала приезду Уральского симфонического оркестра в Бонн, куда он дважды приезжал на Бетховенский фестиваль с необычной программой и, вероятно, будет снова приглашен в юбилейном 2020 году. Во время турне по Германии, которое начинается 16 мая во Фридрихсхафене в рамках фестиваля на Боденском озере и закончится на фестивале в Людвигсбурге, в филармонии Эссена и Берлина, будет звучать исключительно русская музыка. Подготовлены две программы, в которых будут солировать победитель конкурса пианистов им. Чайковского Дмитрий Маслеев и сопрано Ольга Перетятько, для голоса которой не нужен никакой Страдивари.