Уральский академический филармонический оркестр

 

Where in the world is Yekaterinburg?

28 февраля 2024
28 февраля, 2024
Коллективы
УАФО

Рецензия на альбомы:

Сергей Рахманинов. Симфония № 2
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года. Продолжительность 57 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 816 (2023)

Сергей Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс/Андрей Коробейников (фортепиано)
Запись 2021 года. Продолжительность 71 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 798 (2023)

Дмитрий Шостакович. Симфония № 10
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года. Продолжительность 51 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 809 (2023)

Опубликовано в музыкальном журнале Audio Video Club of Atlanta (США), июнь 2023 года

Где вообще находится этот Екатеринбург? Этот стратегически расположенный город с населением 1,5 миллиона человек, ведущий промышленный, культурный, научно-исследовательский центр и транспортный хаб находится на Урале, на границе европейской и азиатской частей России. Для нас, критиков в области классической музыки, он интересен тем, что является родиной Уральского филармонического оркестра, музыкального коллектива, исполнившего свое намерение стать выдающимся под руководством художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса. Три альбома, вышедшие недавно на бельгийском лейбле Fuga Libera, дают нам хорошее представление о том, на каком уровне находится Уральский филармонический оркестр на этом этапе своей истории.

Симфония № 2 ми минор Сергея Рахманинова чрезвычайно лиричная и страстная, она наполнена мечтаниями и тоской, которые ассоциируются у нас с ее автором. Удивительно, но она по большей части монотематична, что придает ей цельность и убедительность, отражая внутренние конфликты и настроения самого Рахманинова, а также его глубокое стремление к счастью. Первой части, Allegro Moderato, предшествует длинное вступление, Largo. Интригующей особенностью этой части является неторопливое развертывание тем, которые, как мы увидим, воплощаются в жизнь по мере развития четырех частей симфонии, причем каждая вырастает из лейтмотива, введенного оркестровыми басами. Симфония органично развивается на протяжении 57 минут звучания, что требует времени и внимания, которые Лисс и Уральский филармонический готовы ей уделить.

Внезапное крещендо примерно на 3:23 в части Scherzo, Allegro Molto, предваряет ошеломительную кульминацию в 5:29, которая возвещает о безудержной скачке по бескрайним степям, выводя нас из того комфортного оцепенения, в которое, мы, возможно, погрузились в первой части, и давая понять, что впереди — продолжительное развитие тематизма и гармоний. Медленная часть, Adagio, отмеченная восходящей мелодией скрипок и восторженным соло кларнета, напоминающим любовную песнь, — поистине эмоциональная вершина симфонии. Каскад звуков в кульминации финала, похожих на колокольный звон, помогает создать ощущение крупной симфонии, подошедшей к своему завершению.

При выдающемся участии пианиста Андрея Коробейникова Лисс и оркестр представляют здесь убедительную версию Фортепианного концерта № 2 соль минор Сергея Прокофьева. Полагаю, вы заметили, что я сказал «убедительную», а не «привлекательную» или «ласкающую слух». Было бы слишком рассчитывать на это по отношению к концерту, чей масштаб и серьезность сродни четырехчастной симфонии. По правде говоря, бешеный темперамент и резкое модернистское звучание затруднили его восприятие публикой, и многие известные концертирующие пианисты брались за него неохотно. Тем более примечательно, что настоящему релизу от Fuga Libera предшествуют аж 53 других записей, начиная с Хорхе Болета в 1953 году. Очевидно, что снискать славу первопроходца в исполнении этого устрашающего концерта невозможно, но и перед вызовом, который он бросает пианистам, устоять бывает трудно.

Первая часть Andantino–Allegretto начинается со спокойного раскачивающегося движения, и трудно понять, какое направление оно примет. В последующих пиках и спадах интенсивности проглядывает сходство с ночным кошмаром. Основное настроение части — медленная, беспокойная медитация. В фортепианной партии преобладают ударные приемы. Звучание меди, до сих пор сдержанное, усиливается ближе к концу части, а затем плавно сходит на нет. Скерцо, имеющее пометку Vivace – зажигательная музыка в акробатических ритмах. Третья часть, Intermezzo, самая замечательная из всех. Это марш, который напоминает оперу «Любовь к трем апельсинам» и обладает удивительно оперным настроением. Финал, Allegro tempestoso («быстро и бурно», и как бурно!), начинается спокойно и таинственно, затем вырастая в сокрушительную кульминацию.

Симфония № 2 ре минор Прокофьева в двух частях, пожалуй, еще труднее для восприятия публикой и исполнителями, чем концерт. Первая часть, Allegro ben articolato, порождает громаду движущей энергии и ярости; медные и деревянные духовые буквально набрасываются на слушателя, затрудняя ритм, словно песок под колесами большой, резкой темы, движущейся с силой джаггернаута. Вторая и заключительная часть имеет форму темы и вариаций с заметными динамическими контрастами от начала до конца. Спокойный средний раздел служит для усиления напряжения в этой протяженной части (25:46) – задачи как трудновыполнимой, так и захватывающей.

И наконец, Симфония № 10 ми минор, соч. 93 Дмитрия Шостаковича дана в чутком исполнении Лисса и Уральского филармонического оркестра, подчеркивающем как ее красноречивость, так и дерзость. Примечательно, что это произведение, премьера которого состоялась в декабре 1953, стало детищем «оттепели», которую ощутили в творческой среде России через девять месяцев после смерти Иосифа Сталина. Для Шостаковича, многие из произведений которого были запрещены в сталинскую эпоху как «формалистические», дух относительной либерализации в искусстве был желанным, и не теряя времени, он завершил работу над Десятой симфонией, наброски которой были сделаны еще в 1946 году. Как его сторонники, так и жесткие критики-сталинисты не могли не признать, что она ознаменовала новый виток в творчестве композитора. В ходе напряженной трехдневной дискуссии в переполненном зале Союза советских композиторов весной 1954 года дебаты закончились в его пользу. Арам Хачатурян описывал симфонию как произведение выразительной силы и «оптимистическую трагедию», высказав похвалу, которая сейчас видится более чем справедливой.

Первая часть, Moderato, которая долго и кропотливо разворачивается вплоть до 21:46, начинается так незаметно, что при домашнем прослушивании хочется проверить настройки громкости. За этим следует взлет напряженности примерно через три с половиной минуты после начала части (в настоящей версии Лисс и оркестр хорошо справляются с динамическими модуляциями). Эмоциональный накал достигает пика в середине части. Затем, примерно с 16:00, мы наблюдаем постепенное угасание динамики и напряжения, вкупе с пиками сопротивления.

Самая краткая (4:26) вторая часть, Allegro, исполняется в головокружительном темпе, с резкими акцентами барабанов и литавр, вихреобразным движением деревянных и пронзительной медью. Галопирующие ритмы имеют особенное воздействие в тихие моменты, когда их меньше всего ожидаешь.

В третьей части, Allegretto, создается впечатление, будто что-то пробуждается, но пока не ясно, что именно. Тихое и острое соло валторны подхватывается высокими струнными, в то время как зловещее нагнетание в басовых струнных пророчествует о грядущих событиях. В дальнейшем за постепенным нарастанием темпа, ритма и динамики следует череда неистовых, неудержимых кульминаций, а затем плавное затихание оркестра в конце.

Финал, Andante, открывается еще более тихим вступлением, отмеченным прохладным звучанием флейт. Возникает вопрос, нет ли здесь ошибки? И затем, словно отвечая на него, среди вихревых ритмов резко нарастает темп, в итоге уступая место остро акцентированным, галопирующим ритмам. Музыка достигает накала примерно в 8:40. За этим следует тихий задумчивый эпизод, указывающий на постепенное нарастание напряжения на пути к финишу этой части. Звуки валторны и галопирующие ритмы обещают поистине сенсационное окончание, и оно нас не разочаровывает.

Фил Мьюз

Перевод Ю. Григорьевой

Источник: The Atlanta Audio Club
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!