Уральский академический филармонический оркестр

 

Программа фестиваля «Безумные Дни» уже на новом сайте!
Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить старт продаж!

 

Where in the world is Yekaterinburg?

28 февраля 2024
28 февраля, 2024
Коллективы
УАФО

Рецензия на альбомы:

Сергей Рахманинов. Симфония № 2
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года. Продолжительность 57 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 816 (2023)

Сергей Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 2
Уральский филармонический оркестр/Дмитрий Лисс/Андрей Коробейников (фортепиано)
Запись 2021 года. Продолжительность 71 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 798 (2023)

Дмитрий Шостакович. Симфония № 10
Уральский академический филармонический оркестр/Дмитрий Лисс
Запись 2021 года. Продолжительность 51 мин.
Fuga Libera (Бельгия) FUG 809 (2023)

Опубликовано в музыкальном журнале Audio Video Club of Atlanta (США), июнь 2023 года

Где вообще находится этот Екатеринбург? Этот стратегически расположенный город с населением 1,5 миллиона человек, ведущий промышленный, культурный, научно-исследовательский центр и транспортный хаб находится на Урале, на границе европейской и азиатской частей России. Для нас, критиков в области классической музыки, он интересен тем, что является родиной Уральского филармонического оркестра, музыкального коллектива, исполнившего свое намерение стать выдающимся под руководством художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Лисса. Три альбома, вышедшие недавно на бельгийском лейбле Fuga Libera, дают нам хорошее представление о том, на каком уровне находится Уральский филармонический оркестр на этом этапе своей истории.

Симфония № 2 ми минор Сергея Рахманинова чрезвычайно лиричная и страстная, она наполнена мечтаниями и тоской, которые ассоциируются у нас с ее автором. Удивительно, но она по большей части монотематична, что придает ей цельность и убедительность, отражая внутренние конфликты и настроения самого Рахманинова, а также его глубокое стремление к счастью. Первой части, Allegro Moderato, предшествует длинное вступление, Largo. Интригующей особенностью этой части является неторопливое развертывание тем, которые, как мы увидим, воплощаются в жизнь по мере развития четырех частей симфонии, причем каждая вырастает из лейтмотива, введенного оркестровыми басами. Симфония органично развивается на протяжении 57 минут звучания, что требует времени и внимания, которые Лисс и Уральский филармонический готовы ей уделить.

Внезапное крещендо примерно на 3:23 в части Scherzo, Allegro Molto, предваряет ошеломительную кульминацию в 5:29, которая возвещает о безудержной скачке по бескрайним степям, выводя нас из того комфортного оцепенения, в которое, мы, возможно, погрузились в первой части, и давая понять, что впереди — продолжительное развитие тематизма и гармоний. Медленная часть, Adagio, отмеченная восходящей мелодией скрипок и восторженным соло кларнета, напоминающим любовную песнь, — поистине эмоциональная вершина симфонии. Каскад звуков в кульминации финала, похожих на колокольный звон, помогает создать ощущение крупной симфонии, подошедшей к своему завершению.

При выдающемся участии пианиста Андрея Коробейникова Лисс и оркестр представляют здесь убедительную версию Фортепианного концерта № 2 соль минор Сергея Прокофьева. Полагаю, вы заметили, что я сказал «убедительную», а не «привлекательную» или «ласкающую слух». Было бы слишком рассчитывать на это по отношению к концерту, чей масштаб и серьезность сродни четырехчастной симфонии. По правде говоря, бешеный темперамент и резкое модернистское звучание затруднили его восприятие публикой, и многие известные концертирующие пианисты брались за него неохотно. Тем более примечательно, что настоящему релизу от Fuga Libera предшествуют аж 53 других записей, начиная с Хорхе Болета в 1953 году. Очевидно, что снискать славу первопроходца в исполнении этого устрашающего концерта невозможно, но и перед вызовом, который он бросает пианистам, устоять бывает трудно.

Первая часть Andantino–Allegretto начинается со спокойного раскачивающегося движения, и трудно понять, какое направление оно примет. В последующих пиках и спадах интенсивности проглядывает сходство с ночным кошмаром. Основное настроение части — медленная, беспокойная медитация. В фортепианной партии преобладают ударные приемы. Звучание меди, до сих пор сдержанное, усиливается ближе к концу части, а затем плавно сходит на нет. Скерцо, имеющее пометку Vivace – зажигательная музыка в акробатических ритмах. Третья часть, Intermezzo, самая замечательная из всех. Это марш, который напоминает оперу «Любовь к трем апельсинам» и обладает удивительно оперным настроением. Финал, Allegro tempestoso («быстро и бурно», и как бурно!), начинается спокойно и таинственно, затем вырастая в сокрушительную кульминацию.

Симфония № 2 ре минор Прокофьева в двух частях, пожалуй, еще труднее для восприятия публикой и исполнителями, чем концерт. Первая часть, Allegro ben articolato, порождает громаду движущей энергии и ярости; медные и деревянные духовые буквально набрасываются на слушателя, затрудняя ритм, словно песок под колесами большой, резкой темы, движущейся с силой джаггернаута. Вторая и заключительная часть имеет форму темы и вариаций с заметными динамическими контрастами от начала до конца. Спокойный средний раздел служит для усиления напряжения в этой протяженной части (25:46) – задачи как трудновыполнимой, так и захватывающей.

И наконец, Симфония № 10 ми минор, соч. 93 Дмитрия Шостаковича дана в чутком исполнении Лисса и Уральского филармонического оркестра, подчеркивающем как ее красноречивость, так и дерзость. Примечательно, что это произведение, премьера которого состоялась в декабре 1953, стало детищем «оттепели», которую ощутили в творческой среде России через девять месяцев после смерти Иосифа Сталина. Для Шостаковича, многие из произведений которого были запрещены в сталинскую эпоху как «формалистические», дух относительной либерализации в искусстве был желанным, и не теряя времени, он завершил работу над Десятой симфонией, наброски которой были сделаны еще в 1946 году. Как его сторонники, так и жесткие критики-сталинисты не могли не признать, что она ознаменовала новый виток в творчестве композитора. В ходе напряженной трехдневной дискуссии в переполненном зале Союза советских композиторов весной 1954 года дебаты закончились в его пользу. Арам Хачатурян описывал симфонию как произведение выразительной силы и «оптимистическую трагедию», высказав похвалу, которая сейчас видится более чем справедливой.

Первая часть, Moderato, которая долго и кропотливо разворачивается вплоть до 21:46, начинается так незаметно, что при домашнем прослушивании хочется проверить настройки громкости. За этим следует взлет напряженности примерно через три с половиной минуты после начала части (в настоящей версии Лисс и оркестр хорошо справляются с динамическими модуляциями). Эмоциональный накал достигает пика в середине части. Затем, примерно с 16:00, мы наблюдаем постепенное угасание динамики и напряжения, вкупе с пиками сопротивления.

Самая краткая (4:26) вторая часть, Allegro, исполняется в головокружительном темпе, с резкими акцентами барабанов и литавр, вихреобразным движением деревянных и пронзительной медью. Галопирующие ритмы имеют особенное воздействие в тихие моменты, когда их меньше всего ожидаешь.

В третьей части, Allegretto, создается впечатление, будто что-то пробуждается, но пока не ясно, что именно. Тихое и острое соло валторны подхватывается высокими струнными, в то время как зловещее нагнетание в басовых струнных пророчествует о грядущих событиях. В дальнейшем за постепенным нарастанием темпа, ритма и динамики следует череда неистовых, неудержимых кульминаций, а затем плавное затихание оркестра в конце.

Финал, Andante, открывается еще более тихим вступлением, отмеченным прохладным звучанием флейт. Возникает вопрос, нет ли здесь ошибки? И затем, словно отвечая на него, среди вихревых ритмов резко нарастает темп, в итоге уступая место остро акцентированным, галопирующим ритмам. Музыка достигает накала примерно в 8:40. За этим следует тихий задумчивый эпизод, указывающий на постепенное нарастание напряжения на пути к финишу этой части. Звуки валторны и галопирующие ритмы обещают поистине сенсационное окончание, и оно нас не разочаровывает.

Фил Мьюз

Перевод Ю. Григорьевой

Источник: The Atlanta Audio Club
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!